Благотворительный фонд Дар
Школьное образование

  • Школа № 2101 "Филёвский образовательный центр" города Москвы (бывшая Школа № 261)

  • Центр образования №548 "Царицыно" города Москвы

  • Центр образования №57 "Пятьдесят седьмая школа" города Москвы

  • Кадетская школа-интернат №11 "Московский дипломатический кадетский корпус"

  • Европейская гимназия города Москвы

  • Вальдорфская школа имени А. А. Пинского ГБОУ «Школа №627” (бывшая Школа № 1060)

  • Филипповская школа города Москвы

  • Вятская гуманитарная гимназия города Кирова

  • Школа №19 имени В. Г. Белинского города Москвы

  • Школа антропоники и программирования города Красноярска

  • Физико-математическая школа №2007 города Москвы

  • Школа №49 города Сочи

  • Центр образования №1474 города Москвы

  • Школа №1228 города Москвы

  • Школа №17 города Москвы

  • Гимназия № 1593 города Москвы

  • Школа № 38 города Москвы

  • Открытый Лицей «Всероссийская заочная многопредметная школа»

  •  

     ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

     

    Новые вызовы перед школой и новые возможности школ принципиально меняют роль благотворительных проектов в образовании и отношения между школами и благотворительными фондами.

     

    В 90-е годы, когда речь шла о выживании образования, выживании лучших практик в новых условиях, нужно было не дать погаснуть «огонькам», которые потом будут «зажигать» других. Отношения школ и фондов были как отношения бедного просителя и богатого покровителя. Более менее любые деньги, которые давались хорошей школе, хорошему учителю, хорошему существующему проекту, — помогали им выжить. Люди, работающие в сфере образования, работали во многом на энтузиазме. А финансовые вклады благотворительных фондов в то время часто превышали возможности государства.

     

    Казалось бы, сейчас, когда бюджет крупной школы измеряется сотнями миллионов рублей, зачем может быть нужна благотворительная поддержка? Есть ли место благотворительным фондам в образовательных проектах, или востребована только благотворительная помощь социально незащищенным?

     

    Невероятно, но сейчас благотворительные проекты принципиально важны, причем их роль качественно новая! Теперь благотворительные фонды не подменяют собой государство, а помогают реализовать перспективные, прорывные проекты.

     

    Ведь сейчас у школ есть не только новые возможности, но и новые вызовы. Задачи, стоящие перед страной, перед городом, требуют подготовки выпускников, которые, закончив вуз, придут в науку, на производство, в бизнес уже после 2020 года, и можно лишь предполагать и мечтать, каким объемом знаний для этого нужно владеть. Но одно безусловно — необходимо иметь хорошую базовую подготовку (и это должна, и может обеспечить система образования) и раскрыть свой талант. Сейчас, в том числе благодаря интересу к образованию ведущих ученых, появляется много требующих пилотной реализации идей в области форм образования, методик и подходов к содержанию. Но государственная система образования обязана быть в хорошем смысле консервативной и по закону должна следовать плановым бюджетным процедурам, что существенно затрудняет возможности пилотных проектов. В государственной системе по определению не может быть динамизма, гибкости, которые присущи хорошим благотворительным проектам. Поэтому поддержка необычной инициативы крупного ученого (которые сейчас с интересом идут в школы), помощь школе в приобретении неожиданно понадобившегося оборудования или помощь в завершении необычного школьного проекта, или в приглашении в школу ярких студентов вузов перекладывается на «плечи» благотворительных организаций. Да и качество экспертизы проектов в хорошем благотворительном фонде строится на личном авторитете и репутации экспертов, а не на забюрократизированных процедурах. И это дает возможность поддерживать именно пилотные проекты, на которые и не сформулируешь конкурсное задание по государственным процедурам, и которые погибли бы в бумагах.

     

    И часто такая реализация пилотов на благотворительные деньги оказывается гораздо дешевле, чем могла бы быть у государства — ведь деньги идут тем, кто сам готов, хочет и порой уже многое делает бесплатно, а просит на то, что необходимо дополнительно, на что не хватает ресурсов!

     

    А вот когда проект оказался успешным, востребованным, что обычно видно за два-три года, тогда его подхватывает государство, часто используя отработанные благотворительными фондами процедуры (например, проект грантовой поддержки математических школ в Москве перешел в систему государственной поддержки данного направления деятельности школ Департаментом образования), т. е. за это время вполне можно создать бюджетные механизмы поддержки, а какие-то проекты окажутся востребованными у граждан и прекрасно смогут жить на самофинансировании.

     

    Иван Валерьевич Ященко

    директор Центра педагогического мастерства города Москвы

     


    ФОНД РЕКОМЕНДУЕТ

    "Поддержка школьного образования". Светлый вечер с Юлией Вешниковой от 19.10.2016, Радио «ВЕРА».

    http://radiovera.ru/podderzhka-shkolnogo-obrazovaniya-svetlyiy-vecher-s-yuliey-veshnikovoy-19-10-2016.html

     

    День…






    Beatscuit Productions
    © 2005 - 2015 Фонд “ДАР”